Что Сократ имел в виду фразой «я знаю, что ничего не знаю»?
Сократ практиковал открытый им метод познания и названный им "искусство майевтики". Этот метод помогает извлекать скрытое в человеке знание с помощью "искусных наводящих вопросов".
Это искусство задавания наводящих вопросов очень тесно связано с тем, что Сократ говорил про себя: "я знаю, что ничего не знаю".
В чем же была искусность этих вопросов, и как обрести это искусство?
Сократ считал, что его предназначение — довести до истины других, а не рождать мысли самому: «бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает».
Я давно практикую методы Сократа, в частности майевтику, встроил это в свою жизнь и получаю от этого практическую пользу. Порой забавно почитать на других сайтах об этом - мнения людей, далеких от практики 🙂 они так же далеки и от истины.
Чтобы извлекать близкое к истине знание из себя и из другого человека, нужно уметь входить в особое внутреннее состояние "я пустой сосуд для знаний". Это чисто практический психологический прием.
Почему он необходим?
"Я знаю, что я ничего не знаю" означает описание своего внутреннего состояния, другими словами: "я - пустой сосуд для новых знаний". То есть я не могу умничать, якать и кичиться своими знаниями перед другими и самим собой, не могу строить из себя гуру.
Но и это не главное. Во мне ничего нет - ни знаний, ни ожиданий, я - вакуум, поэтому я обладаю редким качеством жадно засасывать в себя знания, и никакое старое знание не может быть препятствием для познания нового. Все новое будет воспринято и истолковано мною безо всяких ограничивающих ожиданий.
Только в этом состоянии я могу задавать искренние вопросы, которые направлены на познание. И только в этом состоянии я могу НЕ задавать вопросы, которые наводят человека на ответ, который я от него ожидаю - это может помешать процессу.
Вопросы рождаются сами, из этого внутреннего состояния. Вот в этом и есть "искусство задавания наводящих вопросов" - через создание у себя нужного внутреннего состояния.
Напротив, обычный человек думает, что что-то знает на какую-то тему. Но это старое знание делает его "полной чашкой" - он уже не способен на все 100% вслушиваться в мнение другого человека и это мешает услышать что-то новое: ведь уже есть убеждение, что он-то дескать, многое уже повидал в жизни.
Вообще внутренние состояния рождают мастерство. Понаблюдайте например, как певец Димаш Кудайберген переключается в нужное состояние в начале исполнения песни.
Ну короче, вы поняли 🙂